Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ
Физкультурные занятия по развитию двигательной активности проводит инструктор по физической культуре, занятия проходят по расписанию 2 раза в неделю. В каждой возрастной группе общая продолжительность занятия различна и зависит от возраста воспитанников.
В план работы инструктора физической культуры включены оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья:
• утренняя гимнастика с элементами корригирующей гимнастики • физкультурные занятия по программе ДОУ • физкультурные занятия на спортивной площадке • индивидуальная работа по развитию движений – проводится 2 раза в неделю с подгруппой детей. В данную группу дети отбираются по результатам мониторинга физического развития, группа состоит из 12 воспитанников разного возраста. • оздоровительный бег – на свежем воздухе • недели здоровья – проходят 2 раза в год (апрель, декабрь) • спортивные праздники, физкультурные развлечения, проводятся согласно годовому плану
Лечебно – профилактическая работа
Предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. Сотрудниками ДОУ была разработана система закаливающих мероприятий, в нее вошли: • ежедневные прогулки – 2 раза в день • утренняя гимнастика без носков — в период весна, лето, осень • Контрастные воздушные ванны – декабрь, январь, февраль, • Обширное умывание – март, апрель, май • Контрастное обливание – июнь, июль, август • гимнастика после сна • зрительная гимнастика – на занятиях • дыхательная гимнастика — на занятиях • точечный массаж • оксолиновая мазь — в период вспышки гриппа • витаминизация 3-его блюда ежедневно • использование фитонцидов (лук, чеснок) с сентября по апрель
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд требований.
1. Провести комплексную оценку здоровья ребёнка. 2. Определить тип и дозировку закаливания. 3. Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.
НЕОБХОДИМО учитывать противопоказания к закаливанию организма:
• Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки; • Менее двух недель после обострения хронического заболевания; • Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьёй; • Протест или страх ребёнка; • Температура окружающего воздуха ниже нормы. При организации закаливания учитывают индивидуальные особенности ребёнка.
Просветительская работа
Проводится с целью повышения компетентности педагогов и родителей по формированию у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья.
• Проведение инструктажей и консультаций для сотрудников • Педагогические советы, посвященный вопросам оздоровления • Консультации для родителей «Если хочешь быть здоров, закаляйся» • Беседы с воспитанниками о здоровье и здоровом образе жизни • Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации • Выпуск газет о здоровье • Привлечение родителей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям ДОУ • Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья • Консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления.
Коррекционная работа
Ежедневно в план работы музыкального руководителя и учителя – логопеда включены коррекционно — логопедические и музыкально – оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях:
• Музыкально – ритмические оздоровительные игры • Валеологические песенки – распевки • Артикуляционные гимнастики • Речевые игры • Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (Музыкотерапия)
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий. В работе учителя — логопеда используются здоровьесберегающие технологии такие как:
• Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики • Сказкотерапия |