Образование
В филиале № 1 МБДОУ№ 31 реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 31 города Пензы и его филиалов 1,2,3
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК |
Скачать |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2020 – 2021 учебный год |
Скачать |
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Уровень образования — дошкольное.
Форма обучения — очная.
Нормативный срок обучения — 5 лет.
Язык, на котором осуществляется образование — русский.
ДОУ реализует «Основную общеобразовательную программу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 города Пензы и его филиалов № № 1,2,3».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса отражает наличие приоритетного направления его деятельности социально-личностное развитие детей.
Программа обеспечивает равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Ранний возраст
Главными целями взрослого в отношении ребёнка раннего возраста являются:
организация предметной деятельности;
обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;
формирование речи.
Младший дошкольный возраст
Основными целями взрослых, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, являются:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, дозирование мышечных нагрузок; забота об эмоциональном комфорте;
создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;
доброжелательное и продолжительное общение с ребёнком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, обеспечение развития речи, любознательности и инициативности;
формирование у детей интереса к художественным видам деятельности.
Старший дошкольный возраст
Основные цели, которые ставятся педагогами в отношении старших дошкольников, следующие:
охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического развития (при этом следует избегать нервных и физических перегрузок);
создание условий для реализации всех видов игры;
внимательное отношение и терпеливая поддержка формирующегося детского сообщества;
формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
обеспечение развития у детей диалогической и монологической речи во всех видах деятельности и общения;
развитие у детей познавательных интересов, сенсорных и интеллектуальных способностей;
поддержка экспериментирования с материалами, словом, движением и др., моделирование; развитие воображения и творческого начала;
формирование у детей эстетического отношения к окружающему и художественных способностей.
В каждой возрастной группе выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности: предметной деятельности (ранний возраст), игре во всех её видах (дошкольный возраст).
Особенности осуществления образовательного процесса
Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Всё содержание образовательного процесса представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которые предполагают четыре вектора решения:
1) непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3) самостоятельная деятельность детей;
4) взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В логопедических группах и логопедических пунктах ДОУ учителя-логопеды реализуют Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.
Программа представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития.
Численность воспитанников по реализуемой программе:
в филиале № 1 — 107.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
В современных условиях для решения задач гармоничного развития личности воспитанников необходимо хорошее материально-техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса.
Администрация филиала№ 1 МБДОУ детского сада № 31 города Пензы постоянно работает над решением данного вопроса. Материально-техническая база и медико-социальные условия детского сада отвечают требованиям СанПиН и федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии.
Для ведения образовательной деятельности, укрепления и сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении имеется:
групповые помещения – 5 (2 групповые комнаты со спальными помещениями)
кабинет заместителя заведующего — 1
методический кабинет — 1
кабинет учителя — логопеда — 1
музыкально-физкультурный зал-1
пищеблок — 1
прачечная — 1
медицинский блок -1
Все кабинеты оформлены и материально оснащены.
Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В МБДОУ уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Кроме того, для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в детском саду имеется достаточное количество учебно-методической литературы.
Помещения для физического развития и оздоровления детей:
- медицинский кабинет для проведения лечебно – оздоровительной и профилактической работы, процедурный кабинет и изолятор, оснащенный необходимым мягким и твердым инвентарем, предназначенным для оказания первой медицинской помощи
— музыкально- физкультурный зал -функциональное помещение для проведения физкультурных занятий, спортивных секций и кружков, развлечений, спортивных праздников, утренних и вечерних гимнастик. Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей обеспечивается наличием в физкультурном зале современных комплектов физкультурного оборудования и инвентаря, спортивно-игровых комплексов:
традиционные пособия: канаты, мячи, гимнастические палки, обручи, велосипеды, самокаты, спортивно-игровое оборудование: мягкие модули,
физкультурно-оздоровительное оборудование: мячи – прыгуны, массажные мячи, гимнастическая дорожка, дорожка для профилактики плоскостопия;
нестандартное физкультурное и спортивно-игровое оборудование
— физкультурные уголки в групповых комнатах
— плав
— спортивная площадка на участке — для организации прогулок с детьми на свежем воздухе. Включает в себя физкультурную площадку и ряд спортивно-игровых зон: дорожка с препятствиями. На площадке установлены современные игровые комплексы, соответствует возрастным особенностям детей и технике безопасности. Площадь озеленения составляет 20% от общей площади, ограждение территории, её освещение в удовлетворительном состоянии.
Помещения для развития речи и благополучного эмоционального состояния:
- речевые уголки в группах;
- кабинет учителя-логопеда;
В ДОУ организован логопедический кабинет как специально выделенное помещение, отвечающее педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленное для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический кабинет оборудован необходимым инвентарем, играми и пособиями. Все пространство логопедического кабинета поделено на три зоны:
1. пространственно-организующим элементом первой – является настенное зеркало, оснащенное дополнительным освещением и комплект парта — стул, перед которым проводится значительная часть логопедических занятий по постановке звуков, их автоматизации и дифференциации;
2. вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми, а также занятий с подвижными микрогруппами, ее элементами являются соответствующие росту детей стол, стулья и магнитная доска;
3. в оборудовании третьей зоны – рабочего места учителя — логопеда – входит письменный стол, стул, закрытые шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования.
Оснащение логопедического кабинета.
1. Рабочий стол для логопеда.
2. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
3. Столы и стулья для детей и взрослых.
4. Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.
5. Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).
6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
7. Материал размещается в коробках и папках.
Помещения для художественно – эстетического развития:
- музыкальный зал, в котором имеются музыкальные инструменты (электронное пианино, фортепиано), музыкальный центр с богатой фонотекой современной и классической музыки, всё необходимое для развития музыкальных способностей детей: детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, игрушки для сюрпризных моментов, библиотека.
Универсальное помещение для организации утренних и вечерних гимнастик, музыкальных занятий, праздников, спектаклей, физкультурно-оздоровительных праздников, досугов.
В детском саду для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий, утренников и других различных мероприятий широко используются современные информационно-коммуникационные технологии. Имеется видеокамера, цифровой фотоаппарат и проектор. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе, в проектной деятельности, выставляются на сайт учреждения.
Организованная в МБДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Территория детского сада имеет ограничения по всему периметру.
На территории детского сада для каждой возрастной группы отведена отдельная игровая площадка с верандой.
Имеется спортивная площадка, огород, цветники, площадка по правилам дорожного движения.
В ДОУ уделяется большое значение обеспечению безопасности пребывания детей. Подключена АПС (автоматическая пожарная сигнализация) на пульт единой диспетчерской, помещение снабжено средствами службы пожаротушения, имеются схемы плана эвакуации детей и взрослых, регулярно проводится инструктаж со всем коллективом на случай возникновения пожара. С детьми и персоналом 1 раз в квартал отрабатываются навыки эвакуации при пожаре. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем.
Безопасность дошкольного учреждения обеспечена тревожной кнопкой, контролем дежурных в дневное время, дежурством сторожей в ночное время.
В групповых комнатах все секции отопления закрыты ограничивающими доступ щитами. Детская мебель сертифицирована, изготовлена из безопасных материалов.
Санитарно-гигиенические условия содержания детей в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН. Игровое и физкультурное оборудование, игрушки, средства ТСО соответствуют требованиям государственного стандарта по дошкольному образованию.
Создание предметно-развивающей среды предусматривает систему условий, которая позволяет реализовывать эффективное функционирование ДОУ, стимулировать развитие ребенка, активно действовать в ней и творчески её видоизменять, а также полноценно развиваться функционирование ДОУ, стимулировать развитие ребенка, активно действовать вней и творчески её видоизменять, а также полноценно развиваться ребенку как личности в условиях игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения деятельности.
|